Категория: Дистант

Про опыт создания дистанционного курса (запись от 22.12.2009)

Кто-то из великих сказал, что важен любой опыт. Именно опыт является основным содержанием мыслящего человека.

У меня за плечами имеется как опыт разработки курса, так и опыт преподавания на курсе и опыт слушателя курсов ДО. Надо отметить, что опыт разработки оказался самым запоминающимся. Именно в плане опыта: опыта общения, опыта самой логики построения курса, опыта проектирования в конце концов. Один из ключевых моментов процесса разработки дистанционного курса в том, что он разрабатывается не так как урок или серия уроков в обычном, очном обучении. Далее я постараюсь показать эти отличия.


 

 

 

  • Отсроченное общение.

Первое и самое важное, на мой взгляд, отличие (которое не учитывают начинающие ДО-разработчики) очного от дистанционного обучения, в том, что в дистанте общение растянуто во времени. Поэтому надо учитывать, что ответ на задание или вопрос поступит не сразу (как мы привыкли делать на уроке или просто очном занятии), а спустя некоторое время. Этот момент необходимо учитывать, особенно при расчете времени, при так называемой «расчасовке». То, что на уроке занимает минуты (вопрос – время на обдумывание – ответ), в дистанте может занять час или даже день. Так же этот момент надо учесть при разработке самих заданий – по ошибке можно сделать слишком мелкие задания.

  • Планирование и импровизация.

Не секрет, что при разработке урока опытный педагог не прописывает жестко многие моменты, полагаясь на возможность импровизировать по ситуации, прикидывает свои ходы примерно, полагаясь на свой опыт. Мой опыт показал, что, при разработке все импровизационные моменты должны быть запланированы, как бы это парадоксально ни звучало. В дистанте могут произойти различные неожиданные моменты, которые в принципе не могут произойти в рамках очного обучения.

Например, задание, на которое вы дали слушателям два дня (прочитать предложенные источники и высказать свое отношение к какому-либо вопросу на форуме) они выполнили за … пару часов. Так хорошо совпало, что все были в сети, быстро прочитали и очень быстро ответили. На очном занятии опытный педагог умело растянул бы время. А что делать на дистанте? Дать слушателям два дня на отдых, чтоб не нарушать логику курса и выдержать временные рамки? Это нельзя назвать выходом из ситуации, на мой взгляд. Поэтому все подобные случаи должны быть запланированы. И в нужный момент особо активным слушателям предлагается дополнительное задание.

  • Письменная коммуникация.

В очном обучении мы привыкли видеть лица, слышать голоса, интонации. Этот момент тоже не учитывается начинающими разработчиками ДО-курсов. Тексты должны быть составлены особым образом, чтобы у слушателей не возникло разночтений в формулировке вашего задания. На очном занятии вы сможете быстро все рассказать. На дистанте это может занять некоторое время. Еще один момент – общение в рамках форума или переписки сетевого педагога и слушателей. За текстами часто не видно эмоциональной окраски, поэтому слова, написанные с ироничным подтекстом, могут восприняться буквально, что приведет (в худшем случае) к конфликтам между слушателями либо между слушателями и педагогом. Письменная коммуникация – компетенция, которую сетевой педагог и разработчик курса должен развивать в обязательном порядке.

Это лишь самые основные моменты и отличия очного обучения от дистанционного. Только те, которые лежат на поверхности. Именно поэтому, чтобы разработать дистанционный курс, сначала надо этому научиться.

Если заинетеросавло – почитайте работы Е.С. Полат. К примеру – Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие. / Под ред. Е.С. Полат

В сети много статей этого автора, часто помогают мне в работе.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: