Занятие по курсу "Моделирование", 10 класс (запись от 24.12.2009)

Так уж получилось, что практически все мои отчетные мероприятия по предметы проходили по теме «Моделирование»


На самом деле эта тема одна из самых интересных и полезных, именно здесь на практике можно увидеть практическое приложение информатики к другим предметам да и вообще к обычной жизни.

Представляю одно из последних занятий! (более старые, когда я был еще молодой и красивый, выложу чуть позже)

 


 

Занятие «Оптимальный выбор модели для конкретного объекта, явления или процесса»

Цель занятия:

Изучив учебные материалы и выполнив практические задания на занятии и после него участники смогут выбирать тип модели для конкретного объекта исходя из свойств и параметров объекта и цели будущего исследования

Предполагаемый результат:

— набор моделей разного типа для одного и того же объекта, созданные участниками во время занятия.

— выводы (в устной форме на занятии, в письменной – после занятия) о границах применимости той или иной модели.

Компетентности и компетенции участников, формируемые в рамках занятия:

Компетентность разрешения проблем. Компетенция идентификации проблемы, второй уровень. Участники анализируют проблемную ситуацию, заданную учителем, и предлагают пути ее решения.

Информационная компетентность. Компетенция обработки информации, второй уровень. Участники излагают полученную в ходе выполнения задания информацию и делают обоснованный вывод. Переводят информацию (сложный источник) из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

На протяжении всего элективного курса (программу курса можно найти здесь -> ссылка) участники предлагается рассмотреть различные процессы и явления (из разных предметных областей) и построить модели этих объектов. Главная форма организации деятельности участников – групповое исследование объектов через построенные модели.

Структура занятия:

Мозговой штурм. Актуализация знаний, полученных ранее. В рамках штурма участники вспоминают содержание понятия «модель» через ассоциации. 5-7 минут

Работа в группах. Идентификация модели. Из списка, полученного в ходе мозгового штурма, группам необходимо выбрать модели в научном смысле этого термина и указать тип этих моделей. 7-10 минут.

Создание модели.

Работа в парах. В течение 10 минут в парах участникам необходимо на основе информации об объекте, находящейся в источниках разного типа (текстовые, графические, табличные) выбрать вариант исследования этого объекта и, исходя из этого – тип модели этого объекта. 10 минут.

Работа в группах. Объединенные группы выбирают из наработок двух пар наиболее приемлемые варианты модели изучаемого объекта. Начало построения модели в электронном виде. 10 минут.

Подведение итогов занятия и задание на следующее занятие. Доработка модели, подготовка к ее представлению и обоснованию – 1 участник от группы. Написание рефлексивной записки. Тема: «Что помогало и что мешало мне принести пользу своей группе».

Пример группового задания (такие задания я отношу к так называемым КОЗ – компетентностно-ориентированным заданиям).

Задание группе 1. Вербальная (текстовая) модель процесса или явления.

Вы все присутствовали вчера на обсуждении введения школьной формы. Описать, что происходило на обсуждении и как оно шло, можно разными способами.

Вашей группе предлагается сделать текстовую, то есть описательную модель семинара.

СОВЕТ 1: перед тем, как строить модель не забывайте, что нужно понять основания для моделирования. Другими словами – зачем строится модель, что она должна показать, что можно потом исследовать на основе этой модели.

Для построения модели используйте следующие информационные ресурсы:

  • Список участников (ФИО, статус – родитель, ученик, педагог, администратор, классный руководитель…).
  • Повестка дня, темы докладов.
  • Видеозапись обсуждения.

Вы так же можете воспользоваться ресурсами Интернет для поиска дополнительной информации.

В качестве итога работы вашей группы должен появиться некий текст, описывающий наш семинар. Этот текст надо представить на общее обсуждение.

СОВЕТ 2: не забудьте распределить роли в группе и выберите выступающего заранее.

Несколько замечаний напоследок:

Если рассмотреть способы организации деятельности в рамках элективного курса на профильном уровне, отметим следующее: вся деятельность в рамках курса должна быть полностью построена на организации различных активностей учащихся. Если в рамках обычного урока это используется время от времени, и все-таки преобладает фронтальный способ общения с учащимися, то в рамках элективного курса на профиле фронтальная работа должна быть сведена к минимуму.

И последний и самый важный момент – целеполагание. В рамках урока зачастую цель ставится педагогом для себя, то есть что он должен сделать на уроке. В рамках элективного курса формулировка цели должна идти именно от ученика, от его результатов (то есть формируемых компетентностей). Кроме того, надо постоянно иметь в виду, что эти результаты должны корелировать с теми ожиданиями и требованиями, которые ученики предъявляют к содержанию курса, выбирая его для себя.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.