Категория: Дистант

Дистанционное и заочное: есть ли разница? (запись от 01.01.2010)

В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин – в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании. Более того, наметилось отставание реализации идей ДО от возможностей, предоставляемых техническими средствами.



В последние годы на Западе и в России получил широкое распространение термин E-learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением (подробнее – здесь -> Библиотека учебной и научной литературы РГИУ http://www.i-u.ru/biblio/do_sbornik.zip)

Далее – немного размышлений…

Обучение в дидактике понимается как взаимодействие учителя и учащихся, деятельностей преподавания и учения. Это двуединый процесс. Образование – более широкое понятие, включающее в себя результат и процесс, систему обучения и самообразование. Следовательно, когда мы говорим о процессе обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, телевизионными и радио курсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Даже в компьютерных программах, мультимедийных программах CD-ROM, интерактивных по самой своей сути, эта интерактивность заключена в самом средстве, в его технологии, но не в процессе обучения.

Процесс же обучения характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой.

рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное и заочное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными.

Так в чем тогда разница?

Во-первых, заочное обучение основано почти полностью на самостоятельной работе студента, здесь не предусмотрен образовательный процесс, лишь эпизодические очные сессии. В дистанционной форме предусмотрен систематический учебный процесс, в рамках которого организуется систематическое взаимодействие обучаемого и обучающего, обучаемых между собой.

Во-вторых, в заочной форме не предусмотрены методы обучения, кроме как ориентированные на самостоятельную деятельность студента с учебным материалом. В дистанционном образовании предусмотрены все педагогические технологии: лекции, семинары, работа в малых группах, лабораторные и практические работы, портфолио слушателя.

Общее у заочного и дистанционного обучения только одно – учитель и ученик находятся на расстоянии друг от друга.

Благодаря большей «методической» свободе и независимости дистанционные курсы в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность – дистанционные курсы, в основе которых лежат новые технологии обучения «не вписываются» в структуру и программы традиционного обучения.

Существует несколько технологий, на которых строится дистанционное обучение.

  1. Обучение в сотрудничестве (collaborative learning).
  2. Технологии кооперативного обучения (Cooperative Learning)
  3. Метод проектов
  4. Технологии проблемного обучения
  5. Исследовательский метод

Каждая из них обладает как плюсами так и минусами, что означает лишь то, что прежде чем браться за использование любой из них, необходимо понять, какая именно технология нужна нам в данный момент (для конкретного дистанционного курса) и чего мы вообще хотим добиться (это к разговоры о целях и результатах, который я уже поднимал).

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: