Категория: О технологиях

О групповой работе

Работая в школе и в ММЦ, я очень четко увидел такую вещь: зачастую что-то новое (не важно, что оно придумано уже давно, просто для конкретного педагога это становится новым, когда он впервые что-либо использует) на первых порах применяется необдуманно. Как говорится, отдается дань моде – все используют, значит и мне тоже надо. Так происходило с повальным созданием и использованием презентаций, позже с цифровыми образовательными ресурсами.

То же самое относится и к способам организации деятельности учеников.



Идея делить учеников на группы для выполнения заданий не нова. Но все таки используют ее сравнительно не часто. А если используют – используют только внешнюю оболочку этой формы.

Хочу поделиться некоторыми своими и не только мыслями на этот счет.

Марина Битянова (кандидат психологических наук и прочее) пишет: «…Учебная группа — великая сила. Групповые и парные формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки…» и так далее по тексту.

Но здесь не стоит забывать о том, что все участники групповой работы должны быть подготовлены для этого. В этом я убедился сам, когда был еще молод и горяч, хотел применять все новое и интересное. Я запланировал разделение учеников на группе, нафантазировал то, как они будут выполнять мои задания.

Что же у меня получилось?

Ни-че-го. Вот так просто. В тот раз я получил больше эффекта, проведя урок как обычно, фронтально. А в группах мы с учениками успели сделать только половину заданий.

Много позже собирая материал по этой теме нашел такой текст: «…К групповой работе нужно готовить, законам этого жанра нужно специально обучать. И не только педагогов — будущих организаторов такого взаимодействия, но и самих детей. Вывод из этого следует очень простой: прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности…»

Тогда то я и понял, что же я делал не так. Ни я ни ученики не были готовы к такой форме работы, не были научены правилам работы в группе. А что еще хуже – я неправильно группы сформировал.

Опять же, много позже я нашел некие способы деления учеников на группы. Вот они:

  1. Распределение учеников в группы по желанию. Специалисты называют этот способ самым «драматичным». В частности потому, что не все желающие быть вместе смогут это сделать (хотя бы из-за ограничения количества человек в группе). К тому же мотивы желания быть в одной группе могут очень разными – здесь и личные симпатии, и возможность спрятаться среди «умников» (и получить хорошую оценку без усилий, за счет компаньонов), и наоборот –  возможность покомандовать. В итоге эти группы будут работать абсолютно по разному, развитие событий трудно предугадать.
  2. Распределение случайным образом. Такой способ имеет как плюсы так и минусы. Плюсы – работа в таким способом созданной группе способствует развитию коммуникативных умений, так как каждый раз новая группа заставляет строить новую коммуникацию для достижения цели работы группы. Так же есть возможность примерить новые роли. Один раз ученик будет голосом группы, в другой раз ему придется взять на себя руководство группой. Но – нужно помнить что такой способ предполагает наличие грамотного ведущего-педагога, готового в любой момент вмешаться и разрешить возникшие конфликтные ситуации (а при таком способе формирования групп конфликты – обычное дело).
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.