Что такое воспитание? (запись от 28.12.2009)
Некоторые события в моей жизни заставили переосмыслить такие понятия как «цель» и «результат», особенно в тех случаях, когда это касается образования.
Не все со мной соглашаются, но тем более приятно находить подтверждение своей правоты.
Путешествуя по просторам глобальной сети, наткнулся на прелюбопытнейшую статью. Приведу лишь выдержку, полный текст -> здесь
«…Даже самая скрупулезная констатация существующего положения дел бессмысленна, если не ведет к дальнейшему планированию. Это один из принципов разумного управления. Именно в такой логике конференция и развивалась: проблемы названы, давайте подумаем, как их решать.Согласитесь, трудно строить эффективную деятельность, имея смутные представления о результатах. А если спросить педагога о результатах воспитания? В официальной беседе он бодро начнет рапортовать про гармонично развитую личность (вы хотя бы одну такую видели?), а на бытовом уровне обрисует примерный образ хорошего человека: любит свою страну, достойный семьянин, гражданин, работник… Все это очень расплывчато. Возможно, поэтому социум так скептически относится к учительскому труду. Да и сами педагоги чувствуют себя неуверенно: все остальные могут предъявить результаты – автомобиль, фильм, научное открытие, – а воспитатель и сам не очень хорошо понимает, в чем итог его труда, и обществу толком объяснить не может.Сотрудники Центра теории воспитания предложили участникам конференции свою версию того, что можно считать результатами и эффектами воспитания. Кандидат педагогических наук Дмитрий Григорьев говорил в своем докладе о том, что результатом можно считать все, что стало непосредственным итогом участия школьника во внеучебной деятельности. А эффект – это следствие результата. В качестве примера он привел туристический поход, во время которого ученик не только прошел по определенному маршруту (это фактический результат), но и взаимодействовал со сверстниками и взрослыми, испытывал переживания по разным поводам, задумался о чем-то новом (это воспитательный результат). А вот личностные изменения вследствие пережитых эмоций и впечатлений – это воспитательный эффект. Таким образом, на эффект воспитатель может рассчитывать лишь с некоторой долей вероятности: никто не может гарантировать, как именно повлияет на личность ребенка то или иное переживание, событие.А вот достижение результатов педагог вполне может планировать. Больше того, Д.Григорьев предложил участникам конференции классификацию воспитательных результатов по трем уровням. Первый – это знания ребенка о социальных нормах, о том, что такое хорошо и что такое плохо. На втором у ребенка вырабатывается собственное эмоциональное отношение к социальной реальности (к людям иной культуры, к природе, к членам семьи, сверстникам, к своей стране, к знаниям…). Он или начинает ценить эти нормы, или отвергает их. Третий уровень результатов – самостоятельные действия в открытой общественной среде в соответствии с присвоенными нормами (участие в гражданских акциях, например).Авторы этой идеи убеждены, что, лишь проведя ребенка по всем трем уровням, педагог может рассчитывать на возможный воспитательный эффект. Иными словами, воспитать гражданина только на уроках невозможно. Какими бы блестящими ни были рассказы учителя о правах человека, гражданских свободах и общественном устройстве, это лишь первый уровень воспитательного результата. Второго ребенок достигает, участвуя, к примеру, в школьном самоуправлении, а третьего – поработав волонтером или поучаствовав в социальном проекте. И только тогда произойдет воспитательный эффект. Или не произойдет…»
Что мне особенно понравилось, так это последняя фраза. Не смотря на кажущуюся легкомысленность этих слов, я готов согласиться с автором – эффект он на то и эффект, что мы не можем гарантировать его появление. Мы можем лишь констатировать, что он был. Именно в этом отличие эффекта от результата.