Вариант урока-исследования (запись от 10.03.2011)

Проект новых образовательных стандартов (которые все равно примут, хотим мы этого или нет) с одной стороны и организация обучения на профильном уровне в нашей школе – с другой стороны – заставляют думать педагогов над тем, как нужно изменить образовательный процесс, чтобы результаты учащихся могли соответствовать всем этим нововведениям.

Одно из направлений, которое вписывается и в первое и во второе – организация исследовательской деятельности учащихся.

 


Очевидно, что прежде чем писать исследовательские работы, ученики должны освоить исследование как способ действия, им нужно понять, что значит – «действовать как исследователь».

 

Поэтому, на мой взгляд, логично начать с элементов исследования в рамках обычных уроков, тем самым приучая учеников к такой работе.

Предлагаю вам пример урока информатики, на котором было организовано мини-исследование:

 

Тема урока:

Информационная безопасность — «Вирусы» и «антивирусы» —

Выбор АВП для домашнего компьютера.

Цель и задачи урока: выработать у учащихся навык осознанного выбора из нескольких вариантов на примере выбора АВП.

Учащиеся узнают о разнообразии АВП.

Учащиеся смогут выбрать подходящий для их конкретной ситуации вариант АВП.

Учащиеся смогут применить полученные в ходе урока материалы в следующей учебной теме.

Проблемные вопросы:

— Что может случиться, если не использовать АВП?

— Каковы преимущества и недостатки свободных и коммерческих АВП?

Главный вопрос: Каким образом выбрать АВП?

Гипотеза (появляется в процессе занятия):

Выбор АВП зависит от стиля работы на компьютере, от технических ресурсов компьютера, от наличия и способа доступа в сеть Интернет.

Цель исследования:

Составить и оформить рекомендации по выбору АВП для различных исходных условий.

Задачи и методы исследования:

ЗадачиМетодыРесурсы
Выявить необходимость использования АВПЛекция с выходом на дискуссию о необходимости использования АВП. (10 минут)проектор, экран или интерактивная доска
Составить список параметров АВП (для сравнения)Составление списка параметров (в группах). (15 минут)
Провести сравнительный анализ АВП различных производителейЭксперимент + Информационный поиск: (30 минут)

 

Информационный поиск — сбор информации о АВП, анализ АВП, как свободных так и коммерческих, выявление «+» и «-» каждого, по три примера свободных и коммерческих.

Эксперимент — испытание АВП на тестовом наборе вирусов (работа в минигруппах, по два АВП на группу, практическое исследование — способы защиты, влияние на ресурсы ОС, общий КПД.

Составление сравнительной таблицы-описания АВП.

комп.класс с подключением к сети Интернет

 

компьютеры с установленными АВП, набор компьютерных вирусов на флеш-носителе

Выбрать АВП исходя из конкретных условий (для нескольких вариантов условий)Представление и обмен результатами — обоснование выбора АВП. (15 минут)проектор, экран или интерактивная доска
Обобщение полученных данныхФормулировка выводов о выборе АВП — Составление алгоритма выбора: подготовка рекомендаций по выбору АВП для различных исходных условий. (20 минут)

Инструкция №1 (для первой группы «исследователей»):

  1. Подгруппа 1. Найти в сети Интернет описание, принципы и особенности работы АВП №1, АВП №2, в частности:
    1. о затрачиваемых ресурсах ОС во время работы АВП,
    2. об удобстве интерфейса и настроек,
    3. о частоте обновления,
    4. о возможности офф-лайн обновлений.
  2. Подгруппа 1 и 2 совместно. На основании полученных данных заполнить таблицу:

Наименование АВПКол-во устраненных вирусов из набораКол-во устраненных ошибочноОфф-лайн обновление (да\нет)Затрачиваемые ресурсы ОС (в Мб)Оценка интерфейса (от 0 до 10)

  1. Подгруппа 1 и 2 совместно. Основываясь на заполненной таблице, сделать выводы и подготовить отчет по форме:
    1. Были испытаны АВП: ____________________. Во время испытания АВП ______________ устранил ___________ вирусов, из них ошибочно ________.
    2. Кроме того, испытания показали, что _________________________________.
    3. По итогам испытания можно сделать вывод о том, что __________________.

Инструкция №2 (для второй группы «исследователей»)

  1. Подгруппа 2. Провести испытание АВП №1 и АВП №2 на специальном набор вирусов:
    1. Указать АВП №1 для проверки архивный файл «virus.rar».
    2. Запустить проверку.
    3. Зафиксировать результаты проверки о количестве найденных вирусов.
    4. Указать АВП №2 для проверки архивный файл «virus.rar».
    5. Запустить проверку.
    6. Зафиксировать результаты проверки о количестве найденных вирусов.
  2. Подгруппа 1 и 2 совместно. На основании полученных данных заполнить таблицу:

Наименование АВПКол-во устраненных вирусов из набораКол-во устраненных ошибочноОфф-лайн обновление (да\нет)Затрачиваемые ресурсы ОС (в Мб)Оценка интерфейса (от 0 до 10)

  1. Подгруппа 1 и 2 совместно. Основываясь на заполненной таблице, сделать выводы и подготовить отчет по форме:
    1. Были испытаны АВП: ____________________. Во время испытания АВП ______________ устранил ___________ вирусов, из них ошибочно ________.
    2. Кроме того, испытания показали, что _________________________________.
    3. По итогам испытания можно сделать вывод о том, что __________________.

Подведение итогов.

Сделайте вывод по форме:

Выбор АВП зависит от имеющихся условий, а именно:

1.

2.

3.

На основе сделанных выводов по поводу испытанных АВП составить рекомендации по выбору АВП в зависимости от имеющихся условий (текстовый документ или блок-схема).

Вариант 1. Рекомендации могут строиться по плану:

  1. Описание условий работы компьютера и пользователя:
    1. Примерное техническое состояние компьютера (семейство процессора, объем ОЗУ, размер жесткого диска, тип ОС)
    2. Подключение к сети Интернет
    3. Интенсивность работы пользователя со съемными носителями
  2. Вывод о выборе АВП, соответствующий описанным условиям.

Вариант 2. Алгоритм выбора в виде блок-схемы (блоки с вопросами, связанные линиями-ответами «да» и «нет»). Результат выполнения алгоритма — выбор АВП.

Критерии оценки работы:

  1. Заполнена таблица сравнения АВП — 2 балла
  2. Сделаны выводы по исследованию — 2 балла
  3. Подготовлен и представлен отчет по заданному формату — 2 балла
  4. Участие в обсуждении отчетов — 3 балла
  5. Составлены рекомендации выбора АВП по одному из заданных вариантов формата — 4 балла

12-13 баллов – «5»

9-11 баллов – «4»

7-8 баллов – «3»

Задание на дом:

Составить алгоритм «диалоговой» программы, на выходе выдающая наименование АВП, подобранной по заданным параметрам.

На следующие уроки:

Написание программы на языке программирования, реализующей составленный алгоритм.

Согласен, что это не совсем конспект урока, это скорее эскиз.

Я хотел лишь показать вариант проведения исследования в рамках одного урока.

Творческих успехов!

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.