Вариант урока-исследования (запись от 10.03.2011)
Проект новых образовательных стандартов (которые все равно примут, хотим мы этого или нет) с одной стороны и организация обучения на профильном уровне в нашей школе – с другой стороны – заставляют думать педагогов над тем, как нужно изменить образовательный процесс, чтобы результаты учащихся могли соответствовать всем этим нововведениям. Одно из направлений, которое вписывается и в первое и во второе – организация исследовательской деятельности учащихся. Поэтому, на мой взгляд, логично начать с элементов исследования в рамках обычных уроков, тем самым приучая учеников к такой работе. Предлагаю вам пример урока информатики, на котором было организовано мини-исследование: Тема урока: Информационная безопасность — «Вирусы» и «антивирусы» — Выбор АВП для домашнего компьютера. Цель и задачи урока: выработать у учащихся навык осознанного выбора из нескольких вариантов на примере выбора АВП. Учащиеся узнают о разнообразии АВП. Учащиеся смогут выбрать подходящий для их конкретной ситуации вариант АВП. Учащиеся смогут применить полученные в ходе урока материалы в следующей учебной теме. Проблемные вопросы: — Что может случиться, если не использовать АВП? — Каковы преимущества и недостатки свободных и коммерческих АВП? Главный вопрос: Каким образом выбрать АВП? Гипотеза (появляется в процессе занятия): Выбор АВП зависит от стиля работы на компьютере, от технических ресурсов компьютера, от наличия и способа доступа в сеть Интернет. Цель исследования: Составить и оформить рекомендации по выбору АВП для различных исходных условий. Задачи и методы исследования:
Очевидно, что прежде чем писать исследовательские работы, ученики должны освоить исследование как способ действия, им нужно понять, что значит – «действовать как исследователь».
Задачи | Методы | Ресурсы |
Выявить необходимость использования АВП | Лекция с выходом на дискуссию о необходимости использования АВП. (10 минут) | проектор, экран или интерактивная доска |
Составить список параметров АВП (для сравнения) | Составление списка параметров (в группах). (15 минут) | |
Провести сравнительный анализ АВП различных производителей | Эксперимент + Информационный поиск: (30 минут)
Информационный поиск — сбор информации о АВП, анализ АВП, как свободных так и коммерческих, выявление «+» и «-» каждого, по три примера свободных и коммерческих. Эксперимент — испытание АВП на тестовом наборе вирусов (работа в минигруппах, по два АВП на группу, практическое исследование — способы защиты, влияние на ресурсы ОС, общий КПД. Составление сравнительной таблицы-описания АВП. | комп.класс с подключением к сети Интернет
компьютеры с установленными АВП, набор компьютерных вирусов на флеш-носителе |
Выбрать АВП исходя из конкретных условий (для нескольких вариантов условий) | Представление и обмен результатами — обоснование выбора АВП. (15 минут) | проектор, экран или интерактивная доска |
Обобщение полученных данных | Формулировка выводов о выборе АВП — Составление алгоритма выбора: подготовка рекомендаций по выбору АВП для различных исходных условий. (20 минут) |
Инструкция №1 (для первой группы «исследователей»):
Наименование АВП | Кол-во устраненных вирусов из набора | Кол-во устраненных ошибочно | Офф-лайн обновление (да\нет) | Затрачиваемые ресурсы ОС (в Мб) | Оценка интерфейса (от 0 до 10) |
Инструкция №2 (для второй группы «исследователей»)
Наименование АВП | Кол-во устраненных вирусов из набора | Кол-во устраненных ошибочно | Офф-лайн обновление (да\нет) | Затрачиваемые ресурсы ОС (в Мб) | Оценка интерфейса (от 0 до 10) |
Подведение итогов. Сделайте вывод по форме: Выбор АВП зависит от имеющихся условий, а именно: 1. 2. 3. На основе сделанных выводов по поводу испытанных АВП составить рекомендации по выбору АВП в зависимости от имеющихся условий (текстовый документ или блок-схема). Вариант 1. Рекомендации могут строиться по плану: Вариант 2. Алгоритм выбора в виде блок-схемы (блоки с вопросами, связанные линиями-ответами «да» и «нет»). Результат выполнения алгоритма — выбор АВП. Критерии оценки работы: 12-13 баллов – «5» 9-11 баллов – «4» 7-8 баллов – «3» Задание на дом: Составить алгоритм «диалоговой» программы, на выходе выдающая наименование АВП, подобранной по заданным параметрам. На следующие уроки: Написание программы на языке программирования, реализующей составленный алгоритм. Согласен, что это не совсем конспект урока, это скорее эскиз. Я хотел лишь показать вариант проведения исследования в рамках одного урока. Творческих успехов!