Занятие по активному слушанию (запись от 24.12.2009)

Элективные курсы в 9 классе имеют основное предназначение в том, чтобы предоставить учащимся возможность опробовать некую профессиональную сферу, почувствовать себя не только в роли ученика, но и опробовать некие новые способы действия, в том числе и в незнакомой для них ситуации. Ключевым моментом здесь является именно проба.

В рамках данного курса (скачать можно здесь) в целом и занятия в частности ученики пробуют себя в роли членов некоего творческого коллектива. Причем отношения в коллективе осложнены специально организованной конкурентной борьбой между несколькими группами. От результатов этой борьбы напрямую зависит успех группы, а именно объем печатных материалов, которые будут размещены в общей газете.
 


В рамках именно этого занятия запланирован тренинг по выработке навыков активного слушания, тренинг подразумевает рефлексивный момент, в рамках которого участники должны сформулировать, чем именно отличается активное слушание от обычного и насколько трудно овладеть этим навыком.

Цель занятия:

В процессе занятия участники изучат прием активного слушания и проверят его на практике в рамках работы в мини-группах.

Предполагаемый результат:

— в мини-группах участники испытают на себе три роли – слушателя, наблюдателя, рассказчика (в рамках занятия).

— участники скорректируют тексты интервью, подготовленные на предыдущих занятиях с учетом новых навыков (вне рамок данного занятия).

Компетентности и компетенции участников, формируемые в рамках занятия:

Компетентность разрешения проблем. Компетенция идентификации проблемы, второй уровень. Участники анализируют проблемную ситуацию, заданную учителем, и предлагают пути ее решения.

Коммуникативная компетентность. Компетенция ведения диалога, второй уровень. Участники начинают, поддерживают и завершают диалог в соответствии с ситуацией общения, высказывают суждение к словам собеседника и запрашивают его мнение.

Информационная компетентность. Компетенция обработки информации, второй уровень. Участники излагают полученную в ходе выполнения задания информацию и делают обоснованный вывод.

На протяжении всего курса участники находятся в игровой ситуации, которая построена на конкурентном соревновании нескольких групп журналистов, борющихся за право размещения материалов в газете. Работает система бонусов и штрафов влияющих на объем материалов в газете от каждой группы.

Структура занятия:

Заседание редколлегии. Подведение итогов прошедшего занятия. Группы представляют отчет о подготовке интервью на заданную тему. (изначально не давалось никаких установок по поводу техники интервью). Единственное условие – в группе был выделен один участник на роль наблюдателя.  Именно он и предоставляет отчет о том, как проводилось интервью.

По итогам отчета назначаются штрафные и поощрительные баллы, перерабатывается структура будущей газеты (она же – табло достижений групп). 10 минут

Тренинг. Активное слушание. Так как на предыдущем занятии не давалось установок по технике проведения интервью, можно спрогнозировать типичные ошибки. Самая частая – не продуктивное слушание. Участникам предлагается разбиться на тройки (лучше смешанный состав, из разных групп). На основе отчетов «главным редактором» разбираются виды слушания: неслушание, делание вид, что слушаешь, выборочное слушание, обычное слушание, активное (рефлексивное) слушание. Уточняются отличия активного слушания как самого продуктивного.



В течение 15 минут в тройках участникам предстоит отыграть три роли – Говорящий, Слушающий, Наблюдатель. Каждая роль – 5 минут. Затем смена ролей. Говорящий – рассказывает о том, что волнует его в данный момент. Слушающий старается применять приемы активного слушания. Наблюдатель не вмешивается в процесс, он должен наблюдать за тем, как Слушающий демонстрирует навыки активного слушания и помогает ли это Говорящему. 20 минут

Подведение итогов тренинга. В какой роли чувствовали себя лучше, комфортнее? Что заметили наблюдатели?

Подведение итогов занятия и задание на следующее занятие. Взять интервью у гостей школы по поводу впечатлений от конференции, оправдались ли ожидания. Написать рефлексивную записку (не менее 200 слов) по поводу полученного опыта активного слушания.

При разработке этого занятия и курса в целом использовались материалы инновационного курса-тренинга  Баннова А. М.  «Учимся думать вместе»

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.