Занятие по теме "Логические операции" с использованием интерактивной доски (запись от 23.12.2009)

В моей школе сравнительно недавно появились интерактивные комплексы – интерактивная доска + проектор + компьютер.

Мне, как учителю информатики, находящемуся практически на передовой процессов информатизации в образовании, было необходимо опробовать это чудо современных технических средств. В результате я разработал занятие, о котором расскажу чуть ниже.  В процессе проектирования занятия пришлось обработать очень много материалов, так как я понимаю, что появление на уроке такого инструмента как интерактивная доска, должно определенным образом изменить способ организации деятельности учеников.

Итак, вот что у меня получилось.



 Для использования интерактивной доски помимо ПО самой доски нужно наличие дополнительных ресурсов, которые помогут раскрыть потенциал оборудования и позволят использовать его максимально эффективно с точки зрения результатов учащихся. Анализ цифровых образовательных ресурсов, опубликованных в Единой коллекции ЦОР, показал, что ЦОР на интересующую нас тему в Коллекции сравнительно немного.

Кроме того, я провел анализ содержания и типов этих ресурсов. Большая часть из них представляют собой отсканированные страницы старых журналов, например (с содержанием этих ресурсов можно ознакомиться на сайте Коллекции http://school-collection.edu.ruиспользуя названия ресурсов либо их номера):

  • С чего начинается логика (N 89740) – журнал «Квант», 1971 год
  • Решение логических задач при помощи графов с цветными вершинами (N 89690) – журнал «Квант», 1974 год
  • Математическая логика (часть 1) (N 143495) – журнал МИФ, 2002 год
  • «Все», «некоторые» и отрицание (N 90585) – журнал «Квант», 1987 год

Еще одна часть ресурсов, представлена в виде текстов различного содержания либо статичные слайды, например:

  • УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРЯМЫЕ (N 50589) – текст лекции по видам умозаключений
  • Беседа 5б. Логические формулы (N 180348) – слайд содержащий некоторые логические формулы

И последняя часть ресурсов, посвященных логическим операциям в Единой Коллекции ЦОР – ресурсы, содержащие активные элементы и анимацию. Казалось бы – это именно то, что нам нужно, исходя из выбранной темы. Но оказалось, что большая часть этих ресурсов либо слишком примитивна (с точки зрения использования интерактивного оборудования), либо предназначена для более младшего возраста (например, ресурс И_ИЛИ – 4 (N 193237) и ему подобные), либо просто неработоспособна. Поэтому для этого занятия ресурсы Единой Коллекции не были использованы.

Решено было обратиться к другим источникам ЦОР. Главным критерием отбора ресурсов являлось наличие в ресурсе какой-либо интерактивности. Ресурс должен был обеспечить связь ученика и учебного материала на разных уровнях – визуальном, тактильном и так далее. Таким образом, для методической разработки по теме «Логические операции» были отобраны ресурсы, разработанные авторами сайта www.somit.ru . Ресурсы разработаны в среде Flash, содержат интерактивные элементы. Кроме того, они обеспечивают межпредметные связи, так как действие всех операций рассматривается на примере интерактивных электрических схем с ключом и лампочкой. Познакомиться с этими ресурсами можно по этим ссылкам:

1. модель инвертора – http://somit.ru/invertor.swf

2. модель конъюнктора – http://somit.ru/logumnojenie.swf

3. модель дизъюнктора – http://somit.ru/logslojenie.swf

4. модель импликатора – http://somit.ru/implikaciay.swf

5. модель эквивалентора – http://somit.ru/ekvivalenciay.swf

6. тест с ограничением по времени – http://somit.ru/test1.swf

7. упражнение на построение таблиц истинности – http://somit.ru/test2.swf

ЦОР, которые мы отобрали, построены таким образом, что позволяют учащимся провести эксперимент, сделать выводы, и проверить свои выводы с помощью предложенного инструментария, построив таблицу истинности для каждой операции.

Схема занятий может быть к примеру такой:

 

1.      Вводная часть занятия.

1.      Фронтальная организационная форма деятельности. Актуализация необходимых знаний.

2.      Постановка проблемы учителем на основе ЦОР. На данном этапе используется Интерактивная доска и модель операции (на первом занятии рекомендуем начать с модели инвертора, демонстрирующая принцип операции отрицания, эта операция достаточно проста для понимания и послужит основой для построения дальнейших аналогий с другими операциями самими учащимися.)  Учитель показывает эксперимент с электрической схемой.

2.      Основная часть. Групповая работа. В группах учащиеся разрабатывают табличную форму записи работы предложенной электрической схемы. Затем у доски представители групп на модели показывают свои наработки. После этого педагог подводит итог, демонстрирую финальный кадр ЦОР, на котором сравнивается изученная электрическая схема и принцип работы операции инверсии.

3.      Рефлексивная часть. Подведение итогов работы. Фронтальная организационная форма. Индивидуальная рефлексия с помощью подготовленных рефлексивных карт.

По этому шаблону с необходимыми вариациями можно подготовить все занятия по данной теме. Следует учесть, что каждое последующее занятие может проектироваться с учетом увеличения самостоятельной работы учащихся с моделями и уменьшением роли педагога, как носителя материала.

Следующий момент, которой стоит учесть – это чередование различных организационных форм деятельности в ходе занятия. Одна лишь групповая работа в чистом виде не сможет гарантировать желаемые результаты. В идеальном случае в ходе занятия учащиеся должны быть заняты всеми возможными организационными формами.

Особенный эффект получится в том случае если используется интерактивная доска с «мягкой» структурой, то есть доска для работы с которой не требуется дополнительных маркеров или стилусов. В этом случае при работе с моделями, содержащимися в выбранных нами ЦОР, ученик задействует практически все каналы передачи и приема информации: визуальный, тактильный, аудиальный (слова педагога и одногруппников) и так далее. Это позволяет знаниям и навыкам лучше укрепиться и послужат хорошей основой для возникновения тех самых компетенций и компетентностей.

Остается вопрос – какие именно компетентности и компетенции мы можем получить используя данные ЦОР? Ответ на данный вопрос достаточно прост – сами по себе ЦОР и интерактивное оборудование не содержат в себе ничего подобного. Это лишь источники информации и инструменты ее представления. Все зависит от желания педагога увидеть способы их использования. Но перед этим надо четко представлять, что мы хотим получить в конечном итоге. Для этого рекомендуем изучить приведенную выше таблицу компетентностей, чтобы простраивать свою работу опираясь на конкретные результаты учащихся.

Ну и напоследок, что я использовал при подготовке этого занятия:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288/
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты  http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  3. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика, Изд. УРАО, М.: 1999
  4. Федоров А.В. Медиаобразование в России // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2002. Вып. 7. С. 29–32
  5. Степаненко О.В. Создание интерактивных учебных пособий во Flash
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: