Категория: Дистант

Опыт проведения дистанционной конференции. Часть 1. (запись 10.04.2010)

Я уже рассказывал про опыт проведения дистанционного семинара. Вы можете найти это в записях на тему «методики и методистов».

Сегодня я хочу рассказать о том, как мы в нашем Новоселовском ММЦ решились организовать и провести дистанционную муниципальную конференцию.

Надо заметить что подобное мероприятие, только в традиционной форме мы проводим уже пять лет. И вот в 2010-м мы решили попробовать новые формы. Да openclass.ru, как инструментальная платформа нам уже знаком. Поэтому с местом проведения вопросов лишних не возникло.
 



Итак, для начала как это все было. В этой части я расскажу о ходе конференции, какие темы обсуждались и какие выводы были получены. А в части №2 (она будет чуть позже) будет намного рефлексии об организации и проведении дистанционных мероприятий-событий, благо опыт уже какое-какой есть.

Часть №1.

 

 

Начнем с официальной информации:

Интернет-конференция «Современные информационные технологии – средство профессионального развития и инструмент педагогического творчества»

Организаторы: Новоселовский ММЦ

Время проведения: 29 марта — 6 апреля 2010 года

Место проведения: портал Openclass.ru

Участники: 7 образовательных учреждений Новоселовского района (Новоселовская, Анашенская, Игрышенская, Светлолобовская, Комская, Бараитская, Легостаевская СОШ), Новоселовский ММЦ, управления образования администрации Новоселовского района. Зарегистрировано 47 участников, реальных участников — 40.

Цели:

  1. Содействие широкому и эффективному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательные учреждения района

  2. Представление результатов и перспектив деятельности образовательных учреждений района по решению задач информатизации образования

  3. Развитие коммуникативных и рефлексивных компетентностей, сетевой и информационной культуры

  4. Апробация инструментария портала «Открытый класс» для организации и проведения Интернет-конференци

 

Первая Интернет-конференция состояла из главного обсуждения и 4 тематических секций (все материалы можно изучить в сообществе конференции на портале openclass.ru):

  1. Организация информационно-образовательного пространства школы (учителя)В этой секции предлагалось публиковать доклады на следующую тематику: использование АРМ педагога для создания личного информационного пространства, роль школьного сайта в информационной среде школы, электронное портфолио учителя, модернизация школьной библиотеки, техническое и программное обеспечение информационно-образовательного пространства. В секции было представлено 4 доклада:

    1. Создание информационно-методического центра в школе (Павлов А.Н., Юдичев М.В., Новоселовская СОШ)

    2. Школьное ПО. Взгляд изнутри (Елизарьев Е.Ю., Новоселовская СОШ)

    3. Развитие информационного пространства в библиотеке (Петернева Г.В., Светлолобовская СОШ)

    4. Нужны ли информационно-коммникационные технологии администрации школы? (Зайберт И.С., Светлолобовская СОШ)

  2. ИКТ на уроке. Самая активная секция, доклады добавлялись по ходу всей конференции. Предлагалось публиковать доклады на следующую тематику: формы и приемы использования ИКТ на уроке, использование и создание ЦОР, интернет на уроке, дистанционные формы работы с учащимися, использование интерактивных комплексов. В секции было представлено 16 докладов:

    1. ИКТ на уроках географии (Яланская Е.В., Игрышенская СОШ)

    2. Возможности применения интерактивного комплекса на уроке географии (Тарабарова М.В., Новоселовская СОШ)

    3. ИКТ на уроках биологии и не только (Хихлатых Е.Н., Анашенская СОШ)

    4. Мое отношение к применению ИКТ на уроке (Фазылова Т.Ф., Новоселовская СОШ)

    5. ИКТ на уроках в начальной школе (Прахт И.Г., Игрышенская СОШ)

    6. Организация работы на уроках в начальной школе с использованием ИКТ (Мозебах Н.В., Новоселовская СОШ)

    7. ИКТ на уроках физики (Заборовская Н.И., Игрышенская СОШ)

    8. Использование ИКТ на уроке физики (Шмидт М.А., Новоселовская СОШ)

    9. Полезный ЦОР для математиков (Назарова Н.В., Толстомысенская СОШ)

    10. Использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам (Крымова Н.В., Игрышенская СОШ)

    11. ИКТ на уроках в коррекционной школе (Вывденко В.В., Игрышенская СОШ)

    12. Использование ИКТ на уроках в начальной школе (Хвостова З.В., Игрышенская СОШ)

    13. ИКТ на уроках биологии (Сабурова Е.Н., Комская СОШ)

    14. ИКТ на уроках математики (Малышкина М.С., Светлолобовская СОШ)

    15. ИКТ в физической культуре (Шубникова Н.В., Новоселовская СОШ)

    16. ИКТ на уроках иностранного языка (Рыжикова О.А., Светлолобовская СОШ)

  3. ИКТ в воспитательной работе. В данной секции предлагалось публиковать доклады по следующей тематике: ИКТ в работе классного руководителя, в организации мероприятий, в работе с родителями, школьные СМИ. Было представлено 5 докладов:

    1. ИКТ в воспитательной работе (Абросимова В.П., Новоселовская СОШ)

    2. Уроки доброты (Юдичев М.В., Новоселовская СОШ)

    3. ИКТ в воспитательной работе (Рубцова Г.С., Комская СОШ)

    4. Использование ИКТ в воспитательной работе (Бутырина А.Г., Королева И.В., Анашенская СОШ)

    5. ИКТ в организации коллективных дел в классе (Воронцова Г.А., Новоселовская СОШ)

  4. ИКТ во внеурочной деятельности. В данной секции предлагалось публиковать доклады по следующей тематике: ИКТ в организации проектной работы, учебных исследований, в кружковой и клубной работе, в работе с одаренными детьми, в элективных и факультативных курсах. Было представлено 4 доклада:

    1. ИКТ во внеурочной деятельности по биологии (Хихлатых Е.Н., Анашенская СОШ)

    2. ИКТ во внеурочной деятельности (Долбилина Т.Л., Игрышенская СОШ)

    3. ИКТ в исследовательской деятельности (Подшивайлова Н.А., Комская СОШ)

    4. ИКТ в деятельности школьной изо-студии (Полежаева И.А., Игрышенская СОШ)

Всего был выставлен 31 доклад, всего докладчиков — 29 человек.

 

Количество присоединившихся участников и докладчиков росло в течение всей конференции, что говорит о востребованности обсуждения предложенных в секциях тематик.

Кроме того, поступали запросы на присоединение от пользователей портала openclass.ru, не входящих в число педагогов школ Новоселовского района и даже Красноярского края. На данный момент регистрация в конференции открыта для всех, то есть любой участник Открытого класса может присоединиться к сообществу конференции и ознакомиться с докладами секций и обсуждениями.

Практически ни один доклад не остался без комментария, вопроса или отношения со стороны участников. Многие докладчики старались отреагировать на эти вопросы и отношения, но помимо этого и сами комментировали доклады своих коллег.

Самое активное обсуждение развернулось в Секциях 1 и 2. Что говорит о том, что тема информационного образовательного пространства в школе очень актуальна и требуют обсуждения. А популярность темы ИКТ на уроке объясняется накопленным за последние годы опытом использования ИКТ и увеличением числа педагогов, работающих в этой технологии.

 

Подробнее по каждой из секций:

Секция №1.

Изначально ожидалось, что в этой секции появятся доклады библиотекарей ОУ Новоселовского района о планах по модернизации школьной библиотеки. Таких докладов оказалось всего 2: от Новоселовской и Светлолобовской СОШ. Представленные проекты модернизации получили рекомендации участников по доработке, были заданы некоторые вопросы, на которые докладчики постарались ответить. Жаль, что не приняли участие остальные школы, обсуждение помогло бы доработать проекты и начать их реализацию.

Самое активная дискуссия возникла в обсуждении доклада Елизарьева Е.Ю. Евгений Юрьевич поднял проблему использования школьного программного обеспечения и его слова нашли отклик как администраторов ОУ, так и педагогов — 34 комментария, рекорд в рамках всей конференции. В обсуждении опять был поднят вопрос о неком компетентном техническом специалисте, который бы квалифицированно взял на себя контроль за программным обеспечением в рамках ОУ. Это особенно актуально в связи с потенциально возможным переходом на свободно-распространяемые программы, опыт установки и настройки которых отсутствует практически у всех учителей информатики и кураторов направления информатизации ОУ (как потенциальных исполнителей обязанностей этого гипотетического специалиста). Одним из итогов обсуждения можно назвать идею районного «круглого стола» по обсуждению проблемы покупки лицензий на ПО по окончании сроков текущих лицензий либо по внедрению СПО.

Так же активно обсуждался доклад о использовании ИКТ в работе школьной администрации (Зайберт И.С.). Докладчик представил опыт информатизации управления ОУ, получил много вопросов и отношений. Примечательно, что именно к этому присоединилась начальник управления образования Качаева Г.В. В процессе обсуждения был поднят вопрос электронного документооборота и в частности электронных классных журналов. Идея журналов является потенциально интересной, но многие участники отметила ее большой недостаток — в случае введения электронных журналов придется параллельно вести и обычные бумажные, то есть ни о какой эффективности в плане снижения временных и прочих затрат говорить пока не приходится. Но тем не менее введение электронных журналов можно считать неизбежным, поэтому уже сейчас нужно рассматривать имеющиеся на данный момент платформы с подобным функционалом.

А вот возможность электронного документооборота в виде приказов и подобных документов вполне реализуема. Большинство школьной документации является типовой, меняются лишь фамилии, даты и прочее. Поэтому вполне возможно постепенно создать банк электронных шаблонов документов и по мере необходимости достаточно быстро издавать новый приказ, что в принципе некоторые директора школ уже сейчас и делают.

 

Секция №2.

Секция оказалось самой насыщенной по количеству как докладчиков так и присоединившихся участников: 28 зарегистрированных участников, 26 активных, 16 докладов. Доклады касались использования ИКТ в гуманитарных предметах, в предметах естественного цикла, в начальной и коррекционной школе, и даже в физической культуре.

Стоит выделить несколько идей. Интерактивные комплексы всё шире распространяются в нашем районе, поэтому все больше встает необходимость накопления и распространения приемов и методик их использования. На данный момент идет этап накопления приемов использования доски на уроке в рамках конкретного предмета. Когда таких разработок накопится достаточно большое количество наступит момент анализа и обобщения накопленного опыта. Надеемся, что этот момент не заставит себя долго ждать.

Педагоги начинают применять в своей деятельности новые формы и инструменты ИКТ. В частности — такая форма организации занятия как веб-квест. Такой способ организации пока не распространен в нашем районе по многим причинам: необходимость наличия сети интернет непосредственно на уроке, наличие умений педагога для создания таких заданий (веб-дизайн, начальные знания программирования). Но простой пример такого занятия был представлен в докладе Рыжиковой О.А., для которого не нужно особых технических умений педагога.

Так же использования Интернет касался доклад Хихлатых Е.Н. Она представила опыт использования сети для выполнения домашнего задания. То есть педагог использует элементы дистанционного обучения в рамках обычных, очных занятий.

Не остался без внимания комментаторов доклад Шубниковой Н.В. о использовании ИКТ на уроках физической культуры. Появление в школе современной техники позволяет изменить урок физической культуры. В качестве примера докладчик привел возможность фиксации выполнения упражнений учащимися на видеокамеру с последующим просмотром и анализом ошибок прямо на уроке.

Несколько докладов затрагивали уже знакомую тему использования ЦОР на уроке. Подобный опыт по прежнему нужен, так как ЦОР различного вида появляются каждый день, и описания опыта использования конкретных образцов будет очень полезным. В докладах были описаны варианты использования ЦОР в рамках уроков физики, математики, начальной школы.

Некоторые доклады (в частности Хвостовой З.В.) содержали не просто описание опыта, но еще и анализ результатов, анализ собственных компетенций, появившихся за последнее время. Хотелось бы, чтобы элемент анализа присутствовал в большинстве текстов докладчиков, но пока это, к сожалению, редкость.

Так же заслуживает внимания доклад о использовании ИКТ в коррекционной школе (Вывденко В.В.). Эта тема практически не поднималась на семинарах и мастер-классах ММЦ, но именно в этой области потенциал информационно-коммуникационных средств сложно переоценить.

Секция №3.

Эта секция предназначалась в первую очередь для классных руководителей и заместителей директоров ОУ по воспитательной работе. Долгое время не было представлено ни одного доклада, но в ходе конференции добавилось 5 докладов.

Доклад Абросимовой В.П. представляет из себя описание с элементами анализа опыта использования ИКТ в организации воспитательной работы в Новоселовской школе. Представлен опыт проведения школьных мероприятий, работа кружков и Клуба Общения Молодежи. ИКТ используются для сопровождения и оформления мероприятий, а так же как инструменты для создания медиа-продуктов (например, для участия в конкурсах).

Еще один представитель Новоселовской СОШ представил опыт использования ИКТ в воспитательных целях в рамках урока (Юдичев М.В.). Он уже представлял свой опыт в этой области в рамках конкурса «Учитель в современном обществе». А в рамках данной конференции Михаил Викторович описал свой опыт более подробно. Доклад касается использования интернет для организации коммуникации с людьми с трудной жизненной ситуаций. Опыт довольно любопытный и несет очень сильное воспитательное наполнение. Тем более в рамках урока.

В докладах Рубцовой Г.С. И Бутыриной А.Г. были описаны возможности, которые открывает сеть Интернет и другие средства ИКТ для классного руководителя — электронная диагностика, фото и видеоматериалы для проведения классных мероприятий. Особенно хочется отметить возможность автоматизации сбора различных диагностических данных. Это экономит как время учителя так и время учеников на проведение подобных процедур.

К сожалению доклад Воронцовой Г.А. появился в секции почти перед завершением конференции и не успел получить достаточное количество откликов участников. Тем не менее доклад ценен описанием системы работы классного руководителя по организации коллективных дел класса. Здесь используются и групповая работа и деятельность учащихся по созданию цифровых продуктов.

Секция 4.

Данная секция предназначалась для докладов посвященных использованию ИКТ во внеурочной деятельности.

Как и в Секции №3, докладов было представлено не много, но в каждом можно было найти определенные приемы организации деятельности учащихся за рамками урока.

Хихлатых Е.Н. продолжила тему, начатую в другом докладе в секции №2, а именно использование дистанционных способов организации деятельности учащихся. Этот опыт заслуживает особого изучения, так как дистанционное обучение становится все более распространенным и может быть полезным в условиях подвоза учащихся или организации элективных курсов на дистанционной основе.

Доклад Долбилиной Т.Л. нельзя отнести к жанру описания опыта. Но он хорош тем, что автор озвучивает некоторые проблемы, которые возникают у педагога, использующего средства ИКТ в своей деятельности. Это и стремительно развивающиеся технологии, за которыми не успевает следить рядовой педагог, и то, что ученики научаются пользоваться этими технологиями гораздо быстрее педагога и так далее. И как самый эффективный способ решения этих и других затруднений автор предлагает активизировать сетевое взаимодействие. То есть не смотря на то, что работа сетевых сообществ в нашем районе пока движется очень медленно, педагоги все-таки видят в них необходимость. Поэтому работу в этом направлении нельзя прекращать, но нужно пересмотреть саму структуру и принципы деятельности сообществ.

Подшивайлова Н.А. представила на суд участников свой опыт использования ИКТ в организации исследовательской деятельности учащихся. Описан опыт конкретной исследовательской работы учащихся пятого класса, которая бы не состоялась при отсутствии Интернета и прочих современных средств. Об эффективности использования ИКТ в данном случае говорит уже тот факт, что эта работа была оценена на районной учебно-исследовательской конференции в марте 2010 года.

В докладе Полежаевой Е.А. Описан опыт использования ЦОР и ресурсов сети Интернет в работе школьной изостудии. В частности речь идет о виртуальных экскурсиях по различным музеям и выставкам. С учетом наших территориальных особенностей это очень хороший способ познакомить учащихся с культурными достижениями человечества без больших затрат.

Практически все доклады секции получили определенное количество вопросов и отношений учащихся, что говорит о востребованности предложенной темы.

 

Итоги обсуждений в секциях:

  1. Новые средства и технологи появляются и будут появляться. Задача учителя не гнаться за всеми, а анализировать и отбирать только самые эффективные, работающие на результат учащихся. Но не стоит забывать и о уже традиционных технологиях и средствах (ЦОР, наглядные презентации и прочее), они тоже нуждаются в совершенствовании.

  2. Все больше предметных областей затрагиваются процессами информатизации. Это говорит о том, что информатизация не чужда школе и может быть применена во всех сферах жизни школы. Но необходим анализ этого применения.

  3. Постепенно накапливается опыт использования интерактивных комплексов, поэтому на каком то этапе необходим будет момент остановки для анализа и обобщения этого опыта.

  4. Школьная библиотека в том виде, в каком она существует сейчас уже не может удовлетворять потребностям педагогов и учеников. Одним из вариантов ее модернизации является ее превращение в «информационный центр», оборудованный точками доступа в локальную сеть школы и сеть интернет. Естественно, что это не должно «упасть» только на плечи библиотекаря, необходим еще один специалист (как вариант — методист или техник, в зависимости от направленности этого «центра»).

  5. Сроки лицензий ПО в школах менее чем через год заканчиваются, поэтому совсем скоро придется выбирать — платить за лицензии либо использовать свободно-распространяемое ПО. Министерство образования Красноярского края со своей стороны рекомендует переходить на СПО, в связи с чем уже сейчас в ОУ создаются опытные зоны по использованию данного программного обеспечения. Наша задача — апробировать данное ПО в учебном процессе и в управлении ОУ.

  6. Процессы информатизации должны касаться не только педагогов, но и администраторов ОУ. Вариантов информатизации управления школой немного — либо использовать готовые (чаще всего платные) платформы, либо придумывать свой вариант на базе того, что уже имеется в школе. Самый просто вариант — электронный документооборот, подготовка шаблонов типовых документов в электроном виде. Вопрос с электронными журналами уже назрел и обсуждается на высоком уровне. Поэтому некоторым образовательным учреждениям будет предложено апробировать существующие в сети интернет платформы, о чем писала Качаева Г.В.

Помимо докладов  в каждой секции мы организовали тематические опросы. Я не буду их комментировать, там все довольно прозрачно, желающие могут посомтреть их, пройдя по ссылке в начале текста.

Конференцию можно считать состоявшейся. Теперь настала пора проанализировать, что нам дало и чего нас лишило проведение конференции именно в таком виде. Стоит ли продолжать в том же духе или вернуться к старым добрым очным посиделкам?

Рассуждения об этом – во второй части, следите за обновлениями…

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: