Еще раз про методическую службу (запись от 01.03.2010)

Пришла пора подвести итоги разговора, начатого чуть ранее – подробнее читаем здесьl.

Коротко напомню:

Коллектив Новоселовского ММЦ, где я служу методистом, подготовил схему модернизации методической службы Новоселовского района Красноярского края. Подробнее про эту схему читаем по ссылки выше.

Эта схема была вынесена на обсуждение всей педагогической общественностью нашего района. Обсуждение было организовано с помощью инструментальной платформы портала «Открытый класс». А отсюда второе предназначение обсуждения – знакомство педагогов с этим очень перспективным ресурсом.



 

В итога мы получили первый в нашем районе и первый для нас, организаторов, опыт проведения дистанционного семинара. Со всеми материалам семинара можно познакомиться на его странице –здесь (необходима регистрация на портале).

О том, как всё прошло, читаем далее…

 Для начала – слово директору нашего ММЦ Глаголевой Сание Абдулгалимовне:


«… Надо сказать, что решится на такую форму семинара, было не так просто. У нас был  опыт организации дистанционной экспертизы, дистанционного практикума в рамках конкурса, краткосрочных дистанционных курсов, но семинар в такой форме требует иных подходов и доля риска в том, что он не достигнет желаемых результатов, конечно была.    Когда мы только задумывали этот семинар, то планировали проводить его в очной форме, и цель его была гораздо уже, а именно познакомить педагогов с  инструментами сайта Открытый класс для организации сетевого взаимодействия. Но, подумав, мы поняли, что просто  познакомить недостаточно, нужно научить. А каждый педагог знает, чтонаучить можно только в деятельности

…я предложила обсуждение сетевой модели организации методической работы, которую накануне представила на краевой этап Всероссийского конкурса муниципальных методических служб. Тем более что качество организации методической работы в районе нас волновало всегда. Цели семинара формулировались по ходу подготовки, но 3 из них уже были представлены на суд потенциальных участников в информационном письме, в котором мы предлагали зарегистрироваться на семинаре и записаться в одну из предложенных групп. Всё это происходило  в начале декабря, когда мы ешё не знали итогов  конкурса ММС, а, следовательно, насколько оценит эффективность нашей модели компетентное краевое жюри, но в любом случае решили выставить её на обсуждение нашему учительскому сообществу.

Надо сказать, что управленческим я назвала семинар потому, что хотела привлечь к обсуждению управленцев, которые бы уже после семинара могли принять определённые управленческие решения. А, по сути, семинар был одновременно и разработческим, и обучающим, и аналитическим. Работая на семинаре, участники должны были не только отнестись к предложенной сетевой модели методической работы, но и высказать свои проблемы, попытаться проанализировать их, предложить совместные эффективные решения и идеи, а также принять участие в создании регламентирующих и рекомендательных  документов. Все эта деятельность была организована в двух видах инструментов сайта: форумах и вики-страницах.

На работу в семинаре мы запланировали 6 дней, для того чтобы у каждого была возможность принять участие, а также имелось достаточно времени для осмысления материала.

И так вы видите, что работа, для того чтобы семинар состоялся, была проделана огромная. А самим участникам  только предстояло эту работу совершить…..»

А теперь небольшая хроника событий:

  • Первый день. Из 53 зарегистрированных участников на семинаре в первый день появилось 25, из которых 10 участников активно включились в работу. Наиболее популярным стал форум, в котором обсуждаются вопросы компьютерной грамотности педагогов, технической поддержки и т.д. Работа в вики-страницах поначалу шла не очень активно – все-таки новый инструмент, необходимо было понять как с ним работать.
  • Второй день. На семинар в течение дня вышло 38 человек, а приняли участие – 24. Если сравнивать с первым днём, то прогресс очевиден. На семинаре появились специалисты управления образования и включились в обсуждение. К сожаление из директоров наших школ пока участвовал всего один. Выделился самый активный форум,»Компьютеры и Интернет в школе, на сколько это сложно?». В рамках этого обсуждения уже начали формулироваться обязанности и способы стимулирования некого технического компьютерного работника в школе.
  • Третий день. Основная работа перешла в вики-страницы. В форумах уже начали подводить некоторые итоги. В форуме про мотивацию педагогов пришли к выводу что в нашем районе потерялась связь между муниципальными методистами и специалистами и школьными методистами.  Именно в этом кроется причина многих существующих на данный момент проблем.
  • Четвертый день. Самый напряженный день, в некоторых обсуждениях буквально кипели эмоции. Но надо отдать должное – никто не перешел грань, все осталось в рамках разумного обсуждения, пусть иногда и излишне эмоционального. И еще – в этот день присоединились еще 8 новых участников.
  • Пятый день. Не смотря на то, что этот день формально был последним, еще несколько человек присоединились к обсуждению и внесли свой вклад в разрешение вопросов, поднятых организаторами семинара.

И снова слово нашему директору:

«…Если сказать одной фразой чему был посвящён семинар, то проблемам и способам эффективной организации профессионального развития педагогов, которую осуществляют все структуры и уровни методической службы района.

И сейчас настаёт время тщательного анализа всего происходящего. Но то что можно оценить уже сейчас – это огромная заинтересованность и педагогов, и методистов, и управленцев в качестве методической  работы на всех её уровнях.

Всего на семинаре было зарегистрировано 59 участников почти из всех ОУ района. Хочу отметить самых активных, тех кто не только озвучивал проблемы, но и предлагал пути и способы решения, чьи высказывания не оставляли никого равнодушными, не зависимо от количества сообщений:

Русинову Н.Г., Бляблину В.А., Демчишину Е.В., Лозневую Н.С., Павлова А.Н., Хихлатых Е.Н., Калинину Т.В., Хихлатых О.Н., Ткаченко С.Л., Елизарьева Е.Ю., Шефера С.В., Демидову Н.А., Мялькину Т.В., Киселёву И.Н., Шмидт, М.А., Фокину О.Н., Воронцову Г.А., Заборовскую Н.И., Мозебах Н.В., Подшивайлову Н.А., Рубцову Г.С.
Спасибо вам большое, без вас наш семинар не был бы состоявшимся.
Особо хочу поблагодарить директоров школ, которые несмотря на свою загруженность высказались по самым важным моментам семинара: Антропову Л.Н., Непомнящую Г.П., Сидоренко О.Г., Шпехт Н.В.
 «

О чем договорились?

Что получилось в сухом остатке, после пяти дней обсуждений и работы в вики-страницах:

  • Форум «Эффективность и преимущества сетевой модели организации методической работы». Здесь собственно и обсуждалась модель изменения муниципальной методической службы, которые предложил наш ММЦ.  Основным итогом обсуждения стало признание здравого смысла, заложенного в этой модели. Так же были предложены некоторые готовые механизмы реального воплощения этой модели.  Подробнее читайте на странице этого форума в сообществе семинара –здесь.
  • Форум «Компетентности современного методиста». В обсуждении приняли участие 15 участников. Было выявлено, что само понятие «компетентность» не совсем усвоено участниками семинара и в  лучшем случае была предпринята попытка выделить круг умений и обязанностей такого работника системы образования, как методист. Самой часто высказываемой была мысль о том, что методист не должен выполнять контролирующую функцию, его задача – выявление проблем педагога и совместное (это ключевое слово) их решение, хотя момент отслеживания должен присутствовать. Появление нового типа методиста – сетевой методист, подняло новые вопросы, какие функции он должен выполнять, как выстраивать взаимодействие с руководителем РМО на совместное решение задач и многое другое.
  • Форум «Способы и формы мотивации педагогов». В начале обсуждения в качестве главного мотива участники выделяли материальный. То есть главная мысль состояла в том, что любой труд должен быть вознагражден. А труд по внедрению инноваций (сетевое взаимодействие можно отнести именно к инновациям) – тем более. Постепенно разговор вышел и на другие механизмы, которые могут выступать в качестве мотива, побуждающего педагогов участвовать в инновациях.  И носят они скорее моральный характер, чем материальный.
  • Форум «Компьютер и Интернет в школе: насколько это сложно?». Первоначально  планировалась обсудить только техническую сторону вопроса, но избежать методических и мотивационных аспектов не удалось, так как наличие технических средств и умение работать с ними  является одним из показателей  работы учителя в современных условиях. Понимание о необходимости новых штатных единиц (то есть заместителя директора по ИКТ или специалиста технического обеспечения) в ОУ уже наступило. Но конкретных действий у администраций ОУ в этом направлении пока нет. Самое проблемное место здесь в том, что без выделения такой единицы обязанностями куратора по ИКТ в школе нагружается тот же завуч или учитель информатики. И даже оплата их труда из фонда стимулирующих надбавок не сопоставима с объемом выполняемых работ. Многие участники недоумевали по поводу новости о возможности введения обязательного экзамена по ИКТ для педагогов в рамках курсов ПК. Но это действительность, которая приближается с каждым днём. И здесь есть о чём задуматься.

В результате работы в вики-страницах получилось несколько важных таблиц. Но их еще нельзя назвать итоговыми, поэтому после семинара они в обработанном виде были разосланы по школам для анализа, осмысления и доработки.

Это лишь малая часть итогов этого мероприятия. Самое главное состоит в том, что мы смогли через дистанционные механизмы вытащить на разговор тех педагогов, которые на очных мероприятиях обычно молчат. Причин этому молчанию много, как объективных, так и субъективных. Но здесь они начали высказывать свои мысли, отвечать на слова других. Это один из самых важных позитивных итогов.

Анализируя собственные приращения отмечу, что очень полезным для меня стал опыт модерирования обсуждения. Следующий момент – это само проектирование мероприятия подобного рода. Теперь нам есть на что ориентироваться, так как мы несомненно продолжим практику таких семинаров.

И будет повод для более подробной рефлексии.

И еще, напоследок. Некоторые сдвиги по изменению структуры методической службы наконец-то появились. Насколько они вписываются в нашу модель – будем смотреть

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: