Об исследовательском занятии (запись от 11.02.2010)

Столкнувшись с такой штукой как исследовательская деятельность школьников, попутно встретился с таким явлением как «исследовательское занятие». То есть подразумевается, что для школьников занятых в исследовательской деятельности в школе, занятия должны проходить несколько по иному чем обычные уроки.

Что же это за такой особый тип занятия?

 



Я изучил материалы кадровой школы посвященной этому вопросы и сделал кое-какие выводы. Мои размышления — далее…

Итак, для начала. В чем вообще предназначение исследовательской деятельности школьников?

Цитирую: « Под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства»

И выделяются некоторые пункты содержания такой деятельности:

  • определение некоего проблемного пространства. То есть определение некой ситуации, в которой потенциально есть проблемы.

  • Знакомство с литературными источниками по выбранной проблематике.

  • Постановка проблемы, то есть выбор из проблемного пространства конкретного куска.

  • Исходя из проблемы формулируется тема исследования.

  • Выдвижение гипотезы.

  • Изучение и овладение методикой конкретного исследования.

  • Сбор собственного материала, анализ и обобщение результатов.

  • Формулировка выводов.

  • Написание текста исследовательской работы.

В идеале школьник, занятый в исследовательской деятельности, получает знания и умения, которые позволят ему успешно продолжить научно-исследовательскую работы в вузе.

И еще одно замечание — стоит помнить, что в школе исследование является учебным, но не научным. То есть главное отличие здесь в том, что в научном исследовании в большей степени важен результат, чем сам процесс. В учебном же исследовании как раз наоборот — важен сам процесс, чтобы школьники присвоили себе саму культуру исследовательской работы. В этом случае в будущем в высшем учебном заведении для них не станет большой трудностью перейти к серьезной научно-исследовательской работе.

Продолжим. Если внимательно взглянуть на описанные пункты содержания исследовательской деятельности, то они отлично укладываются в другую распространенную культурную форму — в метод учебных проектов. То есть сама форма и порядок работы уже знакомы учащимся, но появляется новое содержание.

И если вернуться к первой цитате, нужно понять, что на обычном традиционном уроке мы не сможем достичь с учеником таких результатов. То есть занятие с учениками, занятыми в исследовательской деятельности надо проводить по-другому.

И здесь мы можем заметить общие черты с еще одним явлением — профильное обучение. В рамках «профиля» так же подразумевается изменение форм и методов преподавания. И особенно это касается организационных форм деятельности. Другими словами, классический фронтальный опрос как на профиле, так и на исследовательском занятии — неприемлем, ну или по крайней мере такая форма не должна быть преобладающей.

Вернемся к исследовательскому занятию. Как же надо его строить?

1.

Идея исследовательского занятия состоит в том, чтобы через учебные ситуации приучить детей к самой культуре исследования.

Итак, рекомендуется на каждом уроке проводить мини-исследование либо какой-то его этап.

На первом этапе занятия (кстати по времени занятие сильно может отличаться от урока, оно может длиться и два и три часа с перерывами и домашней работой) начинать занятие рекомендуется с организации такой деятельности учащихся, которая приведет их некоему противоречию. То есть создать проблемное пространство. В последствии можно доверить ученикам самим выбирать это пространство.

2.

Далее, исходя из возникшей и признанной учениками проблемы, нужно организовать формулировку гипотез. Вот здесь как раз наступает время для активных форм организации деятельности учащихся. Групповая работа на этом этапе позволит получить разнообразные и порой неожиданные предположения по разрешению проблемы.

Составлению гипотезы тоже нужно учить.

Приведу один из вариантов содержания гипотезы:

  1. Форма:

    1. «если…, то…»

    2. «если…, то…, так как…»

  2. Уровень:

    1. Эмпирическое исследование

    2. Теоретическое исследование

  3. Характер:

    1. Модификационная

    2. Революционизирующая

  4. Механизм формирования:

    1. Простые: индуктивные или дедуктивные

    2. Комплексные: индуктивно-дедуктивные

  5. Логическая структура:

    1. Линейная (1 предположение)

    2. Разветвлённая (возможные следствия)

  6. Функциональное назначение:

    1. Объяснительная

    2. Предсказательная

    3. Смешанная

Подробнее об этом здесь -> Гипотеза.

3.

Следующий этап — организация процесса проверки гипотезы.

Необходимое замечание — самое важное в исследовательском занятии то, что в рамках каждого занятия необходимо прививать ученику саму культуру исследовательской работы, через различные организационные формы он должен овладеть навыками такой деятельности.

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: