Об исследовательском занятии (запись от 11.02.2010)
Столкнувшись с такой штукой как исследовательская деятельность школьников, попутно встретился с таким явлением как «исследовательское занятие». То есть подразумевается, что для школьников занятых в исследовательской деятельности в школе, занятия должны проходить несколько по иному чем обычные уроки.
Что же это за такой особый тип занятия?
Я изучил материалы кадровой школы посвященной этому вопросы и сделал кое-какие выводы. Мои размышления — далее…
Итак, для начала. В чем вообще предназначение исследовательской деятельности школьников?
Цитирую: « Под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства»
И выделяются некоторые пункты содержания такой деятельности:
определение некоего проблемного пространства. То есть определение некой ситуации, в которой потенциально есть проблемы.
Знакомство с литературными источниками по выбранной проблематике.
Постановка проблемы, то есть выбор из проблемного пространства конкретного куска.
Исходя из проблемы формулируется тема исследования.
Выдвижение гипотезы.
Изучение и овладение методикой конкретного исследования.
Сбор собственного материала, анализ и обобщение результатов.
Формулировка выводов.
Написание текста исследовательской работы.
В идеале школьник, занятый в исследовательской деятельности, получает знания и умения, которые позволят ему успешно продолжить научно-исследовательскую работы в вузе.
И еще одно замечание — стоит помнить, что в школе исследование является учебным, но не научным. То есть главное отличие здесь в том, что в научном исследовании в большей степени важен результат, чем сам процесс. В учебном же исследовании как раз наоборот — важен сам процесс, чтобы школьники присвоили себе саму культуру исследовательской работы. В этом случае в будущем в высшем учебном заведении для них не станет большой трудностью перейти к серьезной научно-исследовательской работе.
Продолжим. Если внимательно взглянуть на описанные пункты содержания исследовательской деятельности, то они отлично укладываются в другую распространенную культурную форму — в метод учебных проектов. То есть сама форма и порядок работы уже знакомы учащимся, но появляется новое содержание.
И если вернуться к первой цитате, нужно понять, что на обычном традиционном уроке мы не сможем достичь с учеником таких результатов. То есть занятие с учениками, занятыми в исследовательской деятельности надо проводить по-другому.
И здесь мы можем заметить общие черты с еще одним явлением — профильное обучение. В рамках «профиля» так же подразумевается изменение форм и методов преподавания. И особенно это касается организационных форм деятельности. Другими словами, классический фронтальный опрос как на профиле, так и на исследовательском занятии — неприемлем, ну или по крайней мере такая форма не должна быть преобладающей.
Вернемся к исследовательскому занятию. Как же надо его строить?
1.
Идея исследовательского занятия состоит в том, чтобы через учебные ситуации приучить детей к самой культуре исследования.
Итак, рекомендуется на каждом уроке проводить мини-исследование либо какой-то его этап.
На первом этапе занятия (кстати по времени занятие сильно может отличаться от урока, оно может длиться и два и три часа с перерывами и домашней работой) начинать занятие рекомендуется с организации такой деятельности учащихся, которая приведет их некоему противоречию. То есть создать проблемное пространство. В последствии можно доверить ученикам самим выбирать это пространство.
2.
Далее, исходя из возникшей и признанной учениками проблемы, нужно организовать формулировку гипотез. Вот здесь как раз наступает время для активных форм организации деятельности учащихся. Групповая работа на этом этапе позволит получить разнообразные и порой неожиданные предположения по разрешению проблемы.
Составлению гипотезы тоже нужно учить.
Приведу один из вариантов содержания гипотезы:
Форма:
«если…, то…»
«если…, то…, так как…»
Уровень:
Эмпирическое исследование
Теоретическое исследование
Характер:
Модификационная
Революционизирующая
Механизм формирования:
Простые: индуктивные или дедуктивные
Комплексные: индуктивно-дедуктивные
Логическая структура:
Линейная (1 предположение)
Разветвлённая (возможные следствия)
Функциональное назначение:
Объяснительная
Предсказательная
Смешанная
Подробнее об этом здесь -> Гипотеза.
3.
Следующий этап — организация процесса проверки гипотезы.
Необходимое замечание — самое важное в исследовательском занятии то, что в рамках каждого занятия необходимо прививать ученику саму культуру исследовательской работы, через различные организационные формы он должен овладеть навыками такой деятельности.