Категория: О технологиях

АСУ (автоматизированные системы управления) образованием (запись от 19.01.2010)

АСУ считаются основой построение единого информационного пространства школы. За годы работы в ММЦ мне пришлось попробовать несколько таких систем.

Расскажу про некоторые из них.


 

На данный момент можно выделить несколько типов автоматизированных систем. Во-первых, системы разработанные в рамках государственных заказов, и, как правило, распространяемые по образовательным учреждениям в рамках централизованных поставок программного обеспечения и цифровых образовательных ресурсов. К числу таких АСУ относится система «1С Хронограф Школа» (подробнее – здесь).

 

Особенностями данного программного продукта является автоматизация основных информационных процессов образовательного учреждения. А именно:

  • автоматизация работы с педагогическими кадрами (учет нагрузки, стажа, наград и так далее)
  • ведение базы данных по учащимся (статистические данные и достижения учащегося)
  • администрирования образовательного процесса (составление расписания и так далее)
  • автоматизация административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения.

Кроме того формат данных данной АСУ совместим с почти повсеместно используемой системой «1С Бухгалтерия», что в частности облегчает взаимодействие образовательного учреждения с централизованной бухгалтерией органа управления образованием.

Еще один важный плюс данного программного пакеты — совместимость и интеграция с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), производства компании «1С». Таким образом использование данной АСУ действительно позволяет создать единую информационную среду.

Но, так же эта система не лишена и недостатков. В частности в среде, организованной на базе «1С Хронограф Школа» не предусмотрены информационные потоки типа «родитель — педагог», «родитель — ученик», «родитель — администрация». То есть база данных и остальные инструменты среды замкнуты сугубо внутри локальной сети учреждения. Единственная возможная связь с родителями — это автоматизированная отправка определенного типа данных об учениках на электронные адреса родителей.

Таким образом, не смотря на очевидные преимущества данной системы, она не позволяет создать единое информационное образовательное пространство в том смысле, о котором мы говорили во введении к настоящее работе.

Другой тип автоматизированных систем управления образованием — коммерческие продукты с широким функционалом для различных нужд образовательного учреждения. Один из самых ярких примеров такой системы — «Сетевая Школа» или NetSchool.

Как говорится в пресс-релизе (подробнее – здесь) к данному программному продукту:

«Особенность продукта заключается в его сетевой архитектуре. NetШколу достаточно установить только на одном компьютере – сервере, но работать в системе можно с любого компьютера, включенного в локальную сеть ОУ. На компьютерах пользователей не требуется устанавливать специальных программ, нужна лишь стандартная программа-браузер. Работа в NetШколе выглядит как работа в Интернет, но доступ в Интернет не обязателен: обращение происходит не к внешним сайтам, а к серверу NetШколы.

Если в ОУ есть доступ в Интернет, то использовать NetШколу можно также и через Интернет. Например, можно предоставить родителям доступ к электронным дневникам своих детей. Важно, что пользователь не привязан к своему рабочему месту и может работать в системе с любого компьютера, например, учащийся и родитель с домашнего компьютера».

То есть развернутая система Сетевой Школы выглядит таким образом:

Из данной схемы видны несколько преимуществ данной АСУ. А именно:

  • Обеспечение процессов коммуникации между участниками образовательного процесса посредством форумов, внутренней почты, доски объявлений и так далее
  • Поддержка и интеграция существующих цифровых образовательных ресурсов, в том числе созданных педагогами
  • Организация дистанционного обучения учащихся (например, детей с ограниченными возможностями)
  • Активное участие родителей

Кроме того необходимо отметить возможность гибкой настройки данной системы под нужды конкретного учреждения.

Данная система разрабатывается с 2001 года и развивается в наши дни. По статистике разработчиков на данный момент около 3000 образовательных учреждений в РФ и странах СНГ используют данную систему для своих нужд. Подробную информацию о результатах внедрения данной системы можно найти на сайте разработчиков Сетевой Школы www.net-school.ru

И еще один тип автоматизированных систем управления образования — это системы, созданные в рамках конкретного субъекта федерации или муниципалитета только для своих нужд, без возможности распространения данного опыта на соседние регионы. Приведем несколько примеров таких систем.

АСУО-Контингент.

Данная система была разработана в 2003 году для управления образовательным процессом в системе среднего профессионального образования. Система апробирована и используется в средних специальных учебных заведениях Алтайского края, Омской области.

Система состоит из трех модулей:

  • Контингент
  • Учебный процесс
  • Стипендия

Все модули взаимосвязаны, связь обеспечивается засчет особенностей интерфейса системы. Особенность интерфейса состоит в том, что для развертывания системы не требует клиент-серверной организации сети. Для работоспособности АСУ достаточно установить систему на любом веб-сервере и управлять им дистанционно. Доступ всех участников образовательного процесса обеспечивается посредством обыкновенного браузера, что снижает затраты на обучение и подготовку пользователей системы.

К недостаткам этой системы можно отнести ее специализированность на средних специальных учебных заведениях и невключенность в систему родителей.

Еще один пример — АСУ на базе системы Oracle, созданная РГУПС (подробнее – здесь).

Данная система направлена на автоматизацию управления высшим учебным заведением и состоит из нескольких модулей:

  • Ректорат (портал руководителя)
  • Справочно-информационная система
  • Информационно-аналитическая система кадрового потенциала
  • Бухгалтерия
  • Управление персоналом
  • Планово-финансовое управление
  • Учебно-методическое управление
  • Процесс обучения
  • Административно-хозяйственное управление

Разработчиками предлагается следующая структура системы:

«…АСУ представляет собой программно-аппаратный комплекс многоуровневой архитектуры (распределенные базы данных, серверы приложений, клиентские приложения). Единое информационное пространство комплекса (ЕИП) поддерживается оригинальным программным обеспечением под управлением СУБД ORACLE.

Сервер приложений позволяет вынести бизнес логику с клиентских приложений на отдельный уровень, что исключает дублирование бизнес-функций в клиентских приложениях.

Менеджмент серверы – обеспечивают процесс управления комплексом в целом.

Клиентские приложения – выполняют функции доступа к информации, хранящейся в распределенной базе данных системы учебных заведений отрасли. Доступ пользователей к банкам данных осуществляется по локальной сети посредством СПД, а также через Интернет…»

Недостаток данной системы в том, что она предназначена именно для высших учебных заведений. Хотя сама по себе система достаточно надежна, что следует из использования платформы Oracle.

И последний пример — система КИАСУО — Краевая информационная автоматизированная система управления образованием. Данная система изначально создавалась исключительно для системы образования Красноярского края. Но это очень больной вопрос. Кто знает – тот понимает…

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: