Разработка занятия «Моделирование в электроных таблицах» (запись от 02.02.2010)

Я уже писал раньше, что почти все мои отчетные уроки (к примеру – аттестационные, на II и I квалификационную категорию) попадали на тему «Компьютерное моделирование».

Раньше я уже публиковал последний вариант такого занятия. Тем более интересно, как я видел его раньше, в начале своей учительской карьеры.

Между этими уроками  шесть лет. Шесть лет опыта,  шесть лет развития, шесть лет изменений не только во мне, но и в мире, который меня окружает.

Итак, как это было шесть лет назад:


 

Цель: отработать умения создания информационных моделей из разных предметных областей, сформировать навыки по разработке компьютерных моделей с помощью электронных таблиц MS Excel

Метод работы на уроке: разработка учащимися проектов по изучаемой теме

Занятие 1

  1. Организационный момент (5-7 минут)
  2. Актуализация знаний (10-15 минут)

На прошлом уроке мы изучили с вами такой способ решения проблемных ситуаций, как моделирование.

    1. В чем заключается смысл моделирования?
    2. Что такое модель? Приведите примеры объектов и их моделей.
    3. Из каких этапов состоит процесс построения модели какого-либо процесса?
    4. Давайте рассмотрим какой-либо объект и построим его информационную модель. Например, возьмем в качестве объекта ваш класс. Каким образом может выглядеть информационная модель вашего класса? (Какие параметры можно выделить для описания класса (ФИО, дата рождения, успеваемость и т.д.)? Как эти параметры можно связать между собой?)


Изучение нового материала 
(20 минут)

параметрыФИО ученикаДата рождения...
значения параметра Иванов Ваня12.03.87...
Петров Петя01.10.86... 

Сегодня мы с вами продолжим изучение построения моделей, а работать мы с вами будем следующим образом: разделимся на три группы, каждая группа выберет себе одну ситуацию и попробует построить информационную и математическую модель описанного в ситуации процесса. Затем вы расскажите друг другу, какие математические модели у вас получились. Итак, приступаем к работе.

  1. Работа в группах. [Ученики делятся на три группы и получают задание разработать информационную и математическую модель следующих процессов:
    1. Цирковой номер велосипедиста, совершающего «Чертову петлю» в вертикальной плоскости.
    2. Вращение ведерка на веревке в вертикальной плоскости.
    3. Движение вращающегося аттракциона в парке отдыха.

Ни одна группа не знает, какое задание получили остальные группы.]

  1. Подведение предварительных итогов. Давайте проверим, что у вас получилось (доклад первой группы). Теперь я обращаюсь к оставшимся группам. Ваши модели сильно отличаются от той, которую вы услышали? (модели остальных групп не должны отличаться от модели первой группы) А теперь скажите, какие процессы вы описали этой моделью (ответы групп). Какой мы можем сделать вывод? (одна и та же модель может описывать разные процессы). А теперь давайте запустим компьютеры, и каждый из вас самостоятельно попробует построить компьютерную модель, используя построенную вами информационную модель.

Занятие 2

  1. Самостоятельная работа. [На основе построенной информационной и математической модели учащиеся в электронных таблицах выполняют компьютерную модель рассматриваемого процесса.]

  1. Проверка результатов. Итак, проверим, что у нас получилось. Согласно построенной нами компьютерной модели, какая должна быть минимальная скорость, для того, чтобы выполнилась петля? (выше 44,2 м/с).
  2. Подведение итогов. Давайте вспомним, что мы с вами делали на этом уроке (построили информационную и математическую модели процессов, выяснили, что одна и та же модель может описывать разные процессы, построили по математической модели компьютерную модель и исследовали ее).
  3. Заключение. На следующем уроке мы с вами продолжим изучение приемов использования электронных таблиц. Для этого вам надо будет к следующему уроку вспомнить, как осуществляется вставка функции в расчетную формулу. Так же повторите способы оформления ячеек. Урок закончен. До свидания.

Так это было тогда… многое сейчас уже кажется немного наивным. Но тем не менее, для неопытного молодого педагога – очень неплохой урок полкчился. Даже зачатки проектной методики присутствуют (по крайней мере слово «проекты» в тексте есть).

А на десерт приведу текст самоанализа по итогам проведения этого двухчасового занятия. Тоже любопытный текст. Интересен он тем, что хорошо показывает насколько я изменился как профессионал, развиваюсь я или стою на месте.

Итак, мой старый самоанализ:

Урок проводился в 11 Б классе Новоселовской средней общеобразовательной школы №5. На уроке присутствовала одна подгруппа (это обусловлено количеством рабочих мест в кабинете информатики). Ученики 11 Б класса в целом характеризуются как добросовестные и дружные ребята. Особых проблем с уровнем дисциплины на уроке за время обучения не появилось. Класс разделен на несколько неформальных групп. Насколько можно судить, группы формировались по географическому признаку, а также по общности интересов. Один ученик может входить сразу в несколько групп, то есть границы групп обладают достаточной гибкостью. Также можно констатировать отсутствие серьезных конфликтов между группами.

Биологической развитие учеников соответствует их возрастной группы, информации о заболеваниях, препятствующих занятиям в компьютерном классе, не поступало. В целом ученики 11 Б класса проявляют интерес к предмету (многие из них посещают курсы пользователей ПК во внеурочное время). Иногда на уроках проявляются недостатки в межличностных отношениях (ученик обижается на несправедливо, по его мнению, поставленную оценку и т.п.), такие ситуации в основном разрешаются положительно.

Иногда имеют место случаи недостаточной подготовки учеников к уроку, в том числе и на данном уроке. Это можно объяснить некоторыми дефектами в культуре поведения учащихся.

Данный урок является четвертым (то есть занятие 7 и  в разделе «Технология обработки числовой информации», вторым – в теме «Моделирование в MS Excel». На прошлом уроке учащиеся познакомились с моделированием как процессом, а так же на практике отработали приемы разработки модели реального процесса с помощью электронных таблиц MS Excel. Данный урок имеет цель закрепить и развить умения учащихся по разработке информационной, математической, компьютерной модели различных процессов. Главным обучающим моментом урока является самостоятельный вывод учащихся о том, что одна и та же модель  может соответствовать большому набору процессов.

На уроке используются несколько форм организации работы учащихся: групповая работа в первой части урока, направленная на разработку информационной и математической моделей предложенного учителем процесса, затем коллективная работа по анализу результатов. Во второй части урока ученики самостоятельно разрабатывают компьютерную модель по составленной ранее математической модели. В конце урока – коллективная работа по анализу результатов. Потенциальная проблема заключается в недостаточности знаний учеников в области физики курса 9 класса (задачи предложенные ученикам, являются задачами из курса динамики, для их решения необходимо знание процессов движения тела по окружности в вертикальной плоскости). Для ликвидации этой проблемы на первую часть урока был приглашен учитель физики в качестве консультанта.

В целом, все этапы урока прошли так, как были запланированы, не считая некоторых отступлений. Логика построения урока была такова: актуализация знаний (повторение пройденного на прошлом уроке, в виде построения небольшой модели), работа в группах по составлению информационной и формализованной модели предложенной ситуации, анализ результатов (вывод учащихся об общности предложенных им ситуаций), индивидуальная работа по составлению компьютерной модели, подведение итогов.

На мой взгляд, все этапы урока завершились успешно. Следует отметить некоторую пассивность учащихся, обусловленную присутствием большого количества людей на уроке. Демократический стиль общения учителя и учеников немного сгладил остроту этой ситуации.

Данная тема открывает собой период апробации использования в учебном процессе образовательного проекта «Интеграция информатики в школьные предметы естественного цикла», разработанного учителем информатики и учителем географии Тарабаровой М.В. От результатов апробации зависят сроки и степень внедрения проекта.

Учащихся немного удивляет новый формат заданий на уроках информатики, что способствует повышению интереса к информатике, а так же, отчасти, к предметам, интегрируемым в информатику.

Можно сделать вывод, что основная цель урока были достигнуты (ученики отработали приемы составления компьютерной модели в электронных таблицах), кроме этого можно считать достигнутой и скрытую цель – показать еще одно практической приложение электронных таблиц, как средства технологии обработки числовой информации.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: